Приход храма Сергея Радонежского г.Петрозаводск Сулажгорский к/з.
Источник: http://skz-hram.ru/voskresnaya/4578/4665/
 

Сайт разработан по благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила.

Надпись на стене древнего храма.

Иисус Христос

Я – СВЕТ, а вы не видите Меня.
Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной.
Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне.
Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня.
Я – УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня.
Я – ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне.
Я – ваш БОГ, а вы не молитесь Мне.
Я ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Исход Израиля из Египта (продолжение)

Однажды, придя к сынам Израилевым, Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над одним евреем. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил жестокого мучителя, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развел разъяренных противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?» (Исх. 2.13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея, и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх. 2.14). От этих слов испугался Моисей – он понял, что многие уже знают об убийстве египтянина. Узнал об этом и фараон. И спасаясь от его преследования, Моисей покинул Египет и укрылся на Синайском полуострове в земле Мадиамской. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского священника Иофора-Рагуила, и у него родились два сына (Исх. 2.21–22). Оставаясь в доме тестя, Моисей пас его скот.
 
Призвание Моисея
Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив (Синай), которая у мадиамитян называлась горой Божией. Неподалеку от того места, где он находился, Моисей увидел чудесное явление: терновый куст вспыхнул огнем и не сгорал. Желая поближе разглядеть это загадочное явление, он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей! ...не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3.4–5). «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, – продолжал Господь. – ...Я увидел страдания народа Моего в Египте... и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей... в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев... Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону ...и выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3.7–10). С сознанием своего недостоинства Моисей ответил Господу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону... и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3. 6–12). И Господь открывает имя Свое Моисею: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3.14).
По повелению Господа Моисей должен был явиться в Египет к своим единоплеменникам и объявить старейшинам Божественное определение об освобождении народа от египетского рабства и о переселении их в обетованную землю. Затем Моисей вместе со старейшинами должен был явиться к фараону и попросить у него разрешения отпустить еврейский народ в пустыню для принесения жертвы Богу. Когда фараон разрешит израильскому народу удалиться в пустыню на три дня пути, тогда они могут, воспользовавшись этим случаем, навсегда покинуть страну рабства.
Господь предупреждает Моисея, что фараон отпустит их не добровольно, а только после страшных карающих чудес, которые совершатся над Египтом. Чтобы сыны израильские поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса: начиная с этого момента, Моисей мог по желанию превращать жезл в змея, вызывать и излечивать проказу руки и превращать воду в кровь. И хотя Господь наделил Моисея силой чудотворения, он все же продолжал отказываться от такой чрезвычайно трудной миссии, ссылаясь на свое косноязычие и отсутствие красноречия, которое так необходимо для вождя многочисленного народа. Господь прогневался на Моисея за его непослушание и сказал, что даст Моисею в помощь его старшего брата, Аарона, который весьма красноречив и будет говорить от его имени: «ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» (Исх. 4.15). Наконец, Моисей повиновался воле Божией и отправился в Египет.
Образ горящего и несгорающего тернового куста («неопалимой купины») является прообразом и Христа и Божьей Матери. Неопалимая купина прообразует соединение в Господе Иисусе Христе Божества и человечества. В отношении Божией Матери купина, объятая огнем, являет образ Приснодевства, то есть сохранения Пречистой Богородицей девства и по рождении Сына.
 
Казни египетские
На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть. И народ воспрянул духом и радовался, что наконец-то «Господь посетил сынов Израилевых» (Исх. 4.31). После этого оставалось только сообщить волю Божию фараону и просить его об освобождении народа для жертвоприношения.
С тех пор, как Моисей убил египтянина, прошло много лет, и в Египте правил уже другой фараон. Моисей вместе со своим братом вошел к нему и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но царь египетский отверг просьбу Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5.1–2). С этими словами фараон прогнал братьев, а своим чиновникам сказал, что у евреев такие праздные мысли (о жертвоприношении) появились от безделья, поэтому им надо дать еще больше работы. И израильтянам было приказано не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки.
Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к фараону. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божии, Аарон бросил на пол свой жезл, и он превратился в ползающего змея. Но фараон велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. И хотя змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов, сердце фараона ожесточилось, и он вновь не послушал братьев (Исх. 7.10–13).
Тогда Моисей по повелению Божию наслал на Египет десять казней (Исх.7.15–12.32): (1) сперва вода Нила превратилась в кровь, потом поочередно появились в огромном количестве (2) жабы, (3) мошки и (4) песьи мухи, (5) далее случился мор скота, (6) тела людей покрылись гноящимися нарывами, (7) сильный град побил все, что было в поле: от человека до скота, и траву, и деревья, (8) а что еще осталось, поела саранча, (9) затем в течение трех дней по всему Египту была тьма. Казни эти поражали только те места, где жили египтяне; земли же Гесем, где жили евреи, они не касались. Притом каждая казнь начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Египетские маги пытались своим искусством произвести такие же чудеса, но при третьей казни они сами сознались фараону, что в делах Моисея виден перст Божий. Каждая новая казнь наводила ужас на фараона, и он соглашался отпустить израильтян в пустыню, но вскоре брал назад свое обещание.
 
Праздник Пасхи
Тогда Господь навел на Египет последнюю, десятую, и самую гибельную казнь – умерщвление всех египетских первенцев.
Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном). «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12.2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатый день месяца Он поразит всех первенцев египетских, над всеми их богами произведет суд и выведет потомков Авраама из страны рабства. Но свое освобождение евреи должны были отпраздновать в эту ночь достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, то есть без физических недостатков. Вечером четырнадцатого дня каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне, причем агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо должно с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него нужно было сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «А Я в сию самую ночь, – говорит Господь, – пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота... И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши...» (Исх. 12.12–14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 дня месяца) евреи должны есть только опресноки и ничего квасного не иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта.
Ветхозаветная Пасха является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца – Господа нашего Иисуса Христа.
 
Чудеса во время исхода из Египта
Предсказание Господне свершилось. В ночь на пятнадцатый день месяца Авива, когда евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, Ангел смерти прошел по всему Египту и поразил всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян, «и сделался великий вопль [по всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12.30). «И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы... И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исх. 12.31, 33)
Рано утром израильтяне покинули Египет, направляясь на восток к Красному морю. Их было шестьсот тысяч вооруженных мужчин, не считая женщин и детей (Исх. 12.37). Они несли с собой останки патриарха Иосифа, как тот завещал им. В пустыне беглецы, к радости своей, убедились, что ими предводительствует Господь: днем Он шел впереди них в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исх. 13.21–22).
Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись евреи, стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13–14). И вот облачный столп, который привел израильтян к Красному морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Красного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.
Чудесное избавление от страшной опасности поразило евреев. Они поверили Богу и Моисею, и весь народ во главе с Моисеем стал прославлять Господа. Евреи здесь еще раз убедились, что Бог их отцов выше всех богов египетских.
Событие перехода имеет важное прообразовательное значение. По церковному толкованию, переход евреев через Чермное море прообразует новозаветное таинство Крещения (см. 1 Кор. 10.1–2). Подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу. Жезл же Моисея, которым крестообразно разделялось и затем вновь соединялось море, прообразует Крест Господень. Кроме этого, в переходе евреев через Чермное море Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее приснодевство.
Отпраздновав свой чудесный переход, израильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею (см. Исх. 3.12). Но в дороге не было воды, и израильтяне страдали от жажды. Наконец они пришли к местечку Мерра, где воды было достаточно, но она оказалась горькой. Народ вновь возроптал. И тогда Моисей по повелению Божию бросил в источник дерево, и вода сделалась пригодной для питья (Исх. 15.25). Это спасение евреев через дерево прообразует собой Крест Христов, через который спаслись все люди.
Ровно через шесть недель после исхода из Египта израильтяне остановились в пустыне Син, между Елимом и Синаем (Исх. 16.1). Запасы хлеба истощились, и евреи, как и прежде, стали роптать. Моисей успокоил их, сказав, что Господь не оставит их и накормит досыта раньше, чем они того ожидают. И вот вечером прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю стана. Птиц было так много, что их можно было ловить руками. А наутро все пространство вокруг стана было покрыто чем-то круповидным и белым, как иней. Израильтяне удивились и спрашивали друг друга: что это такое? И Моисей сказал им: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх. 16.15). «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна» (Исх. 16.31), так как слово «манна» переводится с еврейского как «что это?». Отведав манны, израильтяне убедились, что по вкусу она напоминает хлеб с медом, и стали ее собирать. Но оказалось, что манну нужно собирать лишь рано поутру, так как позже, когда солнце начинало припекать, манна таяла. Кроме того, ее можно было собирать лишь столько, сколько необходимо для пропитания на один день. Если же оставляли собранную манну на следующий день, то она портилась. Лишь в день перед субботой (то есть перед днем покоя, который Господь именно тогда установил, см. Исх. 16.23) манну можно было собирать в таком количестве, чтобы хватило и на этот день, и на субботу, и тогда манна не портилась: «смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день» (Исх. 16.29). И сказал Моисей Аарону повеление Господне: «Возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши» (Исх. 16.33). С этого момента в течение сорока лет скитаний евреев в пустыне манна являлась им основной пищей, до тех пор, пока они не пришли в пределы земли Ханаанской (Исх. 16.35).
Манна явилась прообразом Евхаристии, истинного небесного хлеба (ср. Ин. 6.26–58; 1 Кор. 10.3), который питает Церковь Христову – истинный Израиль – на путях его исхода в небесную отчизну.
Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот. И взмолился Моисей к Богу: «Что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх. 17.4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду.
Этими событиями вновь прообразуются новозаветные реалии: камень (скала) является прообразом Христа, Который на Кресте изливает всем Свою спасительную Кровь (ср. 1 Кор. 10.3), а также подает всем «воду живую», то есть благодать Духа Святого (ср. Ин. 7.37–39).
В том же Рефидиме израильтянам предстояло помериться оружием с воинственными племенами пустыни – амаликитянами (Исх. 17.8–16), решившими преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому воину Иисусу Навину, который быстро повел свои отряды против врага. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей подымал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тогда Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин победил амаликитян. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодарственный жертвенник. Господь сказал Моисею, что амаликитяне будут жестоко наказаны за их коварное нападение на израильтян.
И вновь нужно отметить, что, воздевая руки в молитве, Моисея прообразовывал собой распятого на Кресте Спасителя, победившего диавола, как и когда-то Моисей победил Амалика.
 
 

© Приход храма Сергея Радонежского г.Петрозаводск Сулажгорский к/з.